Организация работы педагога - психолога в ДОУ (Диагностическая и коррекционная работа)
Цели и направления образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
Обеспечение единства и взаимодополняемости психологических и педагогических методов воспитания и обучения. Координация деятельности взрослых по отношению к ребенку и прогнозирование положительного результата в освоении основной общеобразовательной программы.
Задачи:
- Сохранение психологического здоровья детей.
- Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.
- Разработка и реализация групповых психопрофилактических программ.
- Разработка и реализация индивидуальных психокоррекционных программ.
- Консультационная работа с родителями и педагогами.
- Разработка и реализация программы родительского клуба «Семья- Я», повышение психолого-педагогической культуры взрослых.
- Психологическое сопровождение детей в период адаптации.
- Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, мониторинг развития.
- Подбор психологической литературы для самообразования родителей.
- Разработка рекомендаций «Психолого-педагогические требования к занятиям с дошкольниками».
Направления
- Психодиагностика
- Психопрофилактика
- Психокоррекция
- Просветительская работа
- Консультационная работа
- Методическая работа
Психодиагностическая работа.
Психодиагностическая работа в учреждении осуществляется по следующим направлениям:
Познавательная сфера
- Мышление;
- наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления);
- логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).
- запоминание, сохранение и последующее воспроизведение.
- формирование субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.
- мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психологической деятельности.
Эмоционально-волевая сфера
- Проявление агрессивного поведения.
- Страхи.
- Повышенная тревожность
- Симптомы психосоматики.
- Эмоциональный комфорт в детском саду.
- Личностная и волевая готовность к школе.
Коммуникативная сфера
Социометрия группы.
По результатам диагностики организуется подгрупповая работа и индивидуальная коррекционная работа.
Психодиагностические методики используются для работы по индивидуальным запросам педагога и родителей.
В ДОУ разработана единая схема диагностических методик познавательной и эмоциональной сферы.
Диагностические методики индивидуального
психологического развития детей дошкольного возраста.
Иссле- дуемый параметр |
Методи- чекие средства (методики, тесты). |
Описание методики |
Критерии оценки |
Источник (литература). |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Простран- ственные представ- ления и зрительно- моторная координация |
Тест Бендера |
Предлагается пять моделей геометрических фигур, каждая нарисована на карточке размером 10х15 см. Испытуемому дают лист белой бумаги форма А4, карандаш и просят скопировать рисунки как можно точнее. |
Рисунки оцениваются по трем параметрам: - выполнение углов; - ориентация элементов; - взаимное расположение элементов. Каждый параметр оценивается от 0 до 3 баллов. Полученные результаты сравниваются с возрастными нормативами: 6 лет: 22-30 балл 7 лет: 24-32 балл |
Психологическое обследование детей дошкольного - младшего школьного возраста: Тесты и методическое пособие. М., 2003 |
Произ- вольность (умение управлять своими действия- ми, кон- тролиро- вать пра- вильность их выпол- нения в соответ- ствии с заданными правилами).
|
Лабиринты (автор Д. Векслер) |
Предлагается несколько лабирин- тов возрастающей сложности. Необходи- мо найти выход в каж- дом (на один лабиринт - 1 мин), соблюдая ряд правил: - в течение всего поиска не отрывать карандаш от бумаги; - не задевать линии лабиринта; - не пересекать их (каждое касание – ошибка, каждый поворот назад – ошибка) |
Высокая – работа без ошибок. Средняя – 1 ошибка в одном лабиринте. Низкая – более 2-х ошибок в одном лабиринте |
Чередникова Т. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов. СПб., 2004 |
Мышление (выделение существен- ных признаков предметов и соотнесение их по этим признакам). |
Самое непохожее (автор Л. Венгер). |
Используют 8 геомет- рических фигур, разли чающих по форме, величине, цвету: 4 треугольника, 4 прямоугольника. Четыре предмета одного цвета (один треугольник маленький, второй - большой; один прямоугольник маленький, второй – большой). Остальные другого цвета. Взрослый раскладывает фигуры в ряд в произвольной последовательности и просит сказать, чем они отличаются друг от друга. Затем одну фигуру вынимает из ряда и просит найти среди остальных самую непохожую на нее. Ребенок выполняет задание с 2-3 фигурами. |
Высокая – преоб ладание выбора по трем признакам и название одного двух. Средняя – преобладание выбора по двум признакам и название одного. Низкая – преобладание выбора по одному признаку без называния. |
Психолог в дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности. М., 2002 |
Наглядно- действенные формы мышления, уровни сформирован- ности идеен- тификации и моделирова- ния. |
Доска Сегена |
Вкладывание деталей в доску с углублениями - пазами |
3-4 года: В – примерива- Ние; С – целенаправ- Ленные пробы; Н – силовые приемы. 4-5 лет: В – зрительное соотнесение; С – простые фигуры (круг, квадрат) зрительно Соотносятся с прорезями, а сложные примериваются, в том числе не соответствующим нужным прорезям; Н – силовые приемы, ошибки. |
Усанова О. Лилия. М., 1994, с 13. |
Сравнение и установление тождества объектов на материальном уровне. |
Почтовый ящик |
Вкладывание объ- емных деталей в коробку с прорезями |
3-4 года: В – примеривание С – целенаправ- ленные пробы; Н – силовые приемы. |
Усанова О. Лилия. М., 1994, с 13. |
Наглядно – образное мышление, способность соотнесения частей и целого. |
Разрезные картинки |
Складывание разрезных картинок: 3-4 года: 2,3 части разрезанные вдоль и поперек; 4-5 лет: 4,5 частей под прямым углом; 5-5,5 лет: 4,5 неравных частей |
В – зрительное соотнесение; С – правильное сложение, прикладывание с разворотом; Н – соединяет части без анализа полученного целого. |
Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 14 |
Уровень интеллек- туального развития |
Матрицы Равена |
Заполнение пробела в матрице: Серия А-4: 4-5 лет Серия А, АВ: 5-6 лет Серия А, АВ, В: 6-7 лет |
4-5 лет: В - 10-12 баллов; С - 6-9 баллов; Н – ниже 5 баллов; 5-6 лет: В – выше 24 баллов; С – 14-23 балла; Н – ниже 13 баллов. 6-7 лет: В – 28-36 баллов; С – 23-27 баллов; Н – 17-22 балла |
Усанова О. Лилия. М., 1994, с.22 |
|
Исключе- ние предметов |
Выбор одного предмета, не относящегося к категории: 4-5 лет: 5 шт. (явное несоот- ветствие) 5-6 лет: 5 штук 6-7 лет: 7 штук
|
В – 5 штук С – 4-3 штуки Н – 2 штуки В – 7 штук С – 6-4 штуки Н – 3 штуки |
Усанова О. Лилия. М., 1994, с.31 |
Способность Понимать Связь событий и строить умозаклю- чения |
Серия сюжетных картинок |
Установление последовательности событий |
См. источник |
Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 32 |
Восприятие (способность Устанавливать Сходство и различие между зрительно воспринима- емыми изобра жениями) |
Какая фигура не подходит |
Предлагается 3 тестовых лиса:
Ребенку задают вопрос: «Какая фигура не подходит?» и просят сказать, чем она отличается от остальных |
Высокая – выбор 3-х признаков (величина, цвет, форма) и называние одного-двух. Средняя – выбор 2-х признаков и называние одного. Низкая – выбор одного признака без называния. |
Забрамная С. Практических материал для проведения психолого- педагогического обследования детей. М., 2002 |
Возможность моделиро- Вания с учетом величины деталей |
Пирамидка |
Разбор и складывание пирамидки |
В – зрительное соотнесение; С – примеривание Н – сбор без учета величины; |
Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 12 |
Зрительное восприятие |
Таблица предмет- ных изображе- ний и их силуэтные эталоны |
Узнавание силу – этных форм
|
См. источник |
Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 66 |
Соотношение свойств предметов и заданных эталонов |
Эталоны |
Предъявляются 4 страницы, на каждой 16 картинок, изображающих различные предметы. Внизу дана фигура-эталон, на каждой странице эталоны разные |
Максимальный балл – 32. Ошибки: непра- вильно отмечен- ная картинка, неотмеченная нужная картинка. За каждую ошибку вычитается один балл. В – 29-32 балла; С – 20-28 баллов; Н – менее 20 баллов. |
Диагностическая работа в детском саду. Ростов н/Д, 2005 |
Кратковремен- ная непроизволь- ная память |
Узнавание фигур |
Для запоминания предлагается колонка из 3 абстрактных стимулов. Время экспозиции 15 с. Затем ребенку предъявляется таблица (9 стимулов), среди которых он должен найти 3 знакомых стимула |
Высокая – все 3 стимула узнаны правильно, без ошибок. Средняя – правильно узнано 2 стимула. Низкая – правильно узнан 1 стимул. |
Исследовние особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Авт.-сост. Н. Семаго, М Семаго. М., 2001 |
Состояние кратковремен- ной памяти |
Десять слов Методика А. Лурия |
Ребенку для запоминания предлагается ряд из 10 односложных, не связанных между собой слов |
В - 9-10 С – 6-8 Н – 1-5 |
Волков Б.С. Волкова Н.В. Как подготовить ребенка к школе. М., 2004 |
Готовность к школе |
Определе- ние мотивов учения (автор М. Гинзбург) |
Ребенку читают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступают в качестве личностной позиции одного из персонажей. После каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит ему внешней опорой для запоминания. Мотивы обучения в школе: - учебный; - социальный; - позиционный; - внешний; - игровой; - оценочный |
Тип мотиваций ребенка. Ученики ориентируются на учебный мотив. Дети псевдо- Учебный типа – на социальный мотив. Дошкольники выбирают игровой мотив. Псевдоученики – внешний или оценочный мотив. |
Поливанова К. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. М., 2003 |
Сформирован- ность внутренней позиции школьника |
Беседа о школе (автор Т. Нежнова) |
Ребенку рассказывают истории про школу. В конце каждой задается вопрос: «Что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой?» Все ответы ребенка делятся на две категории – А и Б |
В ответах детей учебного типа преобладает категория А. В ответах детей псевдоучебного типа – категории А и Б представленных в равных долях. Дошкольники выбирают преимущественно ответы категории Б. Псевдоученики обычно выбирают ответы категории А, но ответы на вопросы 4 и 5 могут содержать и Б |
Павлова Т. Диагностика готовности к школе. М., 2006 |
Мелкая моторика |
Определе- ние уровня развития мелкой моторики |
Ребенок сидит за столом. Его ладони с разведенными пальцами размещают на листе бумаги. В случайном порядке ребенку указывается палец, который он должен поднять (начиная с правой руки). Стрелочками отмечается количество синкинезий – лишних движений других пальцев (от «нужного» к «ненужному») |
Подсчитывается среднее по двум пробам количество синкинезий и сравнивают с возрастными нормативами: 6 лет – 9 синкине- зий; 7 лет – 6 синкине- зий |
Нижегородцева Н. Психолого- Педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2001 |
Мелкая моторика |
Нарисуй окружность |
Предлагается нарисовать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3-3,5 см |
Высокая – ребенок справляется с заданием. Средняя – рисует вместо круга овал, либо окружность меньшего размера, но одним движением. Низкая – рисует вместо круга овал, либо окружность меньшего размера, фиксирует руку на плоскости. Рисует в несколько приемов, переоди чески передвигая руку |
Нижегородцева Н. Психолого- педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2001 |
Мелкая моторика |
Пальцевые пробы |
Просят показать один пальчик, два пальчика, три пальчика (сделай вот так) |
Высокий – выполнение изолированных движений пальцев. Средний – удаются не все пробы, пальцы напряжены или, напротив, вялые. Низкий – пальцы сгибаются и разгибаются только вместе. |
Нижегородцева Н. Психолого- педагогическая готовность к школе. М., 2001 |
Мелкая моторика |
Моторика пальцев (автор Н. Озерецкий) |
В 3 года – взять кубик большим и указательными пальцами. В 4 года – на стол ставится коробка размером 10х 10 см. На расстоянии 5 см от нее в беспорядке раскладываются 20 монет (диаметром 2 см). По сигналу ребенок должен уложить все монеты по одной в коробку: ведущая рука – 1,5 с, друга рука – 20 с. В 5 лет – на столе 2 спичечных коробка по 10 спичек около них. Одновременно двумя руками уложить спички в два коробка. Контрольное время – 20 с. |
Высокий – ребенок справляется с заданием в установленное время. Средний – ребенок справляется с заданием, но использует дополнительное время. Низкий – не справляется с заданием |
Крюкова С. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. М., 2002 |
Готовность к школе |
Исполь- зуются три методики |
|
|
|
Развитие интеллекта |
Ребенку дают карандаш, лист бумаги и просят нарисовать человека целиком |
Для определения степени готовности к школе проводится оценка выполнения задания. За каждую задачу ребенок получает от 0 до 2 баллов |
Венгер А., Цукерман Г. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001 |
|
Произволь- Ность в регуляции деятельности |
Предлагается выполнить ряд заданий на тестовом листе. Каждое задание представляет собой фигуру – образец и расположенные справа от нее точки разной формы. Необходимо соединить точки так, чтобы получилась фигура как на образце. Правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками |
|
|
|
Умение действовать строго по инструкции |
Кий диктант (автор Д. Эльконин) |
По словесной инструкции взрослого ребенок рисует узор на листе бумаги в клеточку с нанесен- ными 4 точками. |
Каждый из узоров оценива- ется от 0 до 4 баллов. По результатам 3-х тестов выводится итоговый уровень готовности. |
Павлова Т. Диагностика готовности ребенка к школе. М., 2006 |
Протокол обследования детей
младшего дошкольного возраста
Дата обследования _________________ Группа № _____________________
Фамилия имя ребенка _____________________________________________
Возраст ребенка ___________________________________________________
Мама ____________________________Папа ___________________________
- Пирамидка:
- неспецифические манипулятивные действия (стучит об пол, подносит к уху) ______________________________________________________________;
- простое манипулирование (познавательное) __________________________;
- силовая проба (вдавливает, не учитывает свойства предметов) ___________;
- целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения) _________________________________;
- примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их)_____________;
- зрительное соотнесение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы) ________________________________________________;
Цвет |
Сличение |
Показ |
Называние |
Красный |
|
|
|
Синий |
|
|
|
Желтый |
|
|
|
Зеленый |
|
|
|
- Почтовый ящик:
- неспецифические манипулятивные действия (стучит об стол, подносит к уху, использование вкладыша не по назначению) _______________________;
- простое манипулирование (познавательное) __________________________;
- силовая проба (действие силой, толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь) __________________________________________________________;
- хаотическая проба (совмещает пробные и силовые способы выполнения задания, переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру) _______________________________________________;
- целенаправленная проба (замечает ошибки, исправляет их и находит верное решение) _________________________________________________________;
- примеривание (ориентируется на форму прорези и фигуры, еще не может соотнести формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези)_________________________________;
- зрительное соотнесение (соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру с нужной прорезью, разворот фигур при этом производит в воздухе) __________________________________________________________________;
- неспецифические манипулятивные действия (стучит об стол, подносит к уху) ______________________________________________________________;
- простое манипулирование (познавательное) __________________________;
- силовая проба (вдавливает, не учитывает свойства предмета) ____________;
- целенаправленная проба (замечает ошибки, исправляет их и находит верное решение) _________________________________________________________;
- примеривание (еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их) ____________;
- зрительное соотнесение (сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы) ________________________________________________;
Форма |
Сличение |
Показ |
Называние |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- совершает целенаправленные действия _______________________________;
- соединяет части без анализа полученного целого ______________________ ;
- прикладывает с разворотом ________________________________________ ;
- зрительно соотносит части без прикладывания ________________________;
Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог:
Протокол обследования детей
старшего дошкольного возраста
Дата обследования _______________________Группа № ___________________________
Фамилия и имя ребенка _______________________________________________________
Возраст ребенка ______________________________________________________________
Мама ___________________________________Папа ________________________________
№ |
Лес |
Хлеб |
Окно |
Стул |
Вода |
Брат |
Конь |
Гриб |
Игла |
Мёд |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Серия А Серия АВ Серия В
1- 1- 1-
2- 2- 2-
3- 3- 3-
4- 4- 4-
5- 5- 5-
6- 6- 6-
7- 7- 7-
8- 8- 8-
9- 9- 9-
10- 10- 10-
11- 11- 11-
12- 12- 12-
Эталоны:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог
Психопрофилактическ Работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре основные направления: развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации; развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений; развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами); развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний. Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиолигическими особенностями детей. Работа проводится по подгруппам. Предпочтение отводится групповым играм. В случае, если ребенок по каким-то причинам избегает игры в группе, ему отводится индивидуальная роль, однако подчеркивается, что он играет вместе со всеми.
Групповые психопрофилактические занятия
Младшая группа:
- адаптация детей;
- осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде;
- доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
- развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.
Средняя группа:
- развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;
- доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
- развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.
Старшая группа:
- коммуникативные навыки;
- творческие и познавательные способности;
- эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);
- способность к дифференциации эмоциональных состояний;
- творческие способности и совершенствование познавательных процессов.
Психокоррекционная работа:
Работа с детьми
Коррекционная работа с детьми проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования (по результатам социограмм, диагностики тревожности, познавательной сферы, по наблюдениям, по обратной связи с педагогами и родителями).
Психокоррекционная работа осуществляется в следующих сферах:
- эмоционально-волевая: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль;
- коммуникативная: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;
- познавательная: низкий уровень развития познавательных процессов.
Основные методы коррекционных воздействий:
- индивидуальная игровая терапия
- элементы сказкотерапии: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
- психогимнастика;
- куклотерапия: проигрывание истории, сюжет которой травмирует ребенка;
- арттерапия: работа с красками, тестом, пластилином, пастелью;
- релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов;
- игры по развитию психомоторики.
Программы, используемые в психокоррекционной работе:
Психологическая коррекция познавательных процессов и коррекция личностных нарушений.
- Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., 1999.
- Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М., 2004.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. М., 2004.
- Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. М., 2005.
- Рогов Е.И. Коррекционные приемы и упражнения // Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М., 1996.
- Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д, 2004.
- Программа игровой психокоррекции для детей с проблемами общения старшего дошкольного возраста, составлена по рекомендации О.А. Карабановой «Игра в коррекции психического развития ребенка» М: Российское Педагогическое Агенство. 1997., с использованием игр, этюдов, упражнений М.И. Чистяковой «Психогимнастика» - М: Просвещение, Владос, 1995.
- Коррекционно-развивающие занятия с использование элементов сказкотерапии, составлены по рекомендациям Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Тренинг по сказкотерапии»- Санкт-Петербург- Речь- 2000.
- Программа нравственного воспитания для старших дошкольников. Кандидат психологических наук, руководитель психологической службы Центра психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков, Румия Калинина. Г. Псков.
- Тематический план факультатива «Уроки этикета» для старших и подготовительных групп. Составила педагог-психолог Музыка О.И.
- Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюкова С.В. Слободяник Н.П.
- Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет «Здравствуй, я сам!» Крюкова С.В.
- Тренинг развития личности дошкольника (занятия, игры, упражнения). Калинина Р.Р.
- Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. Учимся сочувствовать, сопереживать. С.И. Семенака.
- Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. Уроки добра. С.И. Семенака.
- Беседы-занятия с дошкольниками об этике поведения. Очень важный разговор. Н.В. Дурова.
- Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет. Чувствуем – познаем – размышляем. М.В. Ильина.
- Развивающие занятия для детей. Первые шаги к интеллекту. 3-4 года. А.В.Белошистая.
- Индивидуальные занятия, игры, упражнения. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. Е.О. Севостьянова.
- Игровые технологии. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Е.А. Алябьева.
- Уроки психологического здоровья. Развивающие занятия. В.В. Ветрова.
- Развивающие игры для дошкольников. К.В. Шевелев.
- Диагностика, планирование, конспекты занятий. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. С.В. Лесина.
- Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика. Развитие логического мышления и речи детей 5-7 лет. Е.А. Алябьева.
- Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. Е.К. Лютова. Г.Б. Монина.
- Учебные пособия для письменных творческих заданий. Учимся понимать людей. Управляем эмоциями. Повышаем самооценку. И.А. Девина. И.В. Маштакова.
- Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. А.З. Зак.
- Тренинг самостоятельности у детей. Г.Н. Сартан.
- Тренинги самооздаровления и самосозидания. В. Харькин. А. Гройсман.
- Тренинг эмоциональной устойчивости. Советы психолога. Е.М. Семёнова.
- Психологический практикум. Игры, в которые играют… Н.В. Самоукина.
- Сборник методик. Я, ТЫ, МЫ в зеркале познания. С.Ф. Спичак.
- Сборник методик. Познай себя и других. С.Ф. Спичак.
- Рабочие материалы для ведущего. Психологические группы. Клаус Фопель.
- Программа. Предшкольная пора. Н.Г. Салмина. (с рабочими тетрадями).
- Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. Сказка – для светлого ума закваска. Л.Д. Короткова.
- Задачи и упражнения по детской психологии. Б.С. Волков. Н.В. Волкова.
- Психогимнастика. М.И. Чистякова. (1 и 2 часть).
- Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М.В. Ермолаева. Л.Г. Миланович.
- Психогимнастика в детском саду. Е.А. Алябьева.
Диагностический инструментарий:
- Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? М.Н. Ильина. Л.Г. Парамонова. Н.Я. Головнева.
- Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Э.А. Баранова.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей. Методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей». Е.А. Стребелевой.
- Психологические тесты. Том 1. А.А. Карелина.
- Энциклопедия психологических тестов. Коэффициент интеллектуальности вашего ребенка. Х. Айзенк. Д. Эванс.
- Диагностика психического развития детей. Т.Д. Марцинковская.
- Тесты для подготовки и отбора детей в школы. Т.В. Чередникова.
- Психологические тесты. Э.Р. Ахмеджанов.
- Диагностический набор «Лилия».
Работа с родителями
Основная тематика консультаций:
- Адаптация и дезадаптация к ДОУ;
- Страхи;
- Агрессивность;
- Психологическое неблагополучие;
- Непослушание;
- Кризис 3-х лет;
- Спонтанная двигательная активность;
- Тревожность;
- Левшество;
- Развитие микромоторики;
- Низкий уровень развития познавательных процессов;
- Нарушения в сфере общения;
- Энурез;
- Застенчивость;
- Нестабильность эмоционального состояния;
- Гиперактивность;
- Отсутствие самостоятельности;
- Непослушание.
Работа с педагогами.
Основная тематика консультаций:
- Адаптация и дезадаптация к ДОУ;
- Страхи;
- Агрессивность;
- Психологическое неблагополучие;
- Кризис 3-х лет;
- Тревожность;
- Левшество;
- Развитие микромоторики;
- Низкий уровень развития познавательных процессов;
- Нарушения в сфере общения;
- Застенчивость;
- Гиперактивность;
Коррекция познавательных процессов.
Игры и упражнения
рекомендации для воспитателей и педагогов.
Психический процесс |
Рекомендуемые игры |
Мышление |
Наглядно-образное - Игры-обобщения: «Назови одним словом» (картинки и слова). Игры-классификации: «Что лишнее?» (слова и картинки), с объяснениями. Желательно подбирать задания на исключение по нескольким параметрам – форма, величина, цвет; игра «Разложи на две группы» - разложить без пояснений, карточки с изображением. Игры на выделение-дополнение по определенному признаку «Пришей заплатку к коврику» Логическое - Игры и упражнения на составление рассказа по серии картинок. Сначала нужно правильно расположить картинки. Рассказ должен быть связанным, иметь начало и конец, поощряется упоминание эмоциональных состояний героев, присвоение им имен. Логические игры «Продолжи ряд» |
Память |
- Запоминаем небольшие стихотворения, тексты. - Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?» для детей 5-7 лет. - Игры на запоминания карточек-картинок. - Игры на соотношение слов и пиктограмм (схематических изображений) и припоминание потом по ним слов. |
Восприятие |
- Игра на поиск формы, похожей на предмет «Что на что похоже?». - Игры-опознания: «Силуэты», «Сколько предметов спряталось на картинке?», «Заштрихованные картинки». - Игры «Дорисуй картинку» - угадать, что нарисовано и дорисовать до целого.
|
Мелкая моторика |
- Игры с формами, танграмы, разрезные картинки, пазлы по возрасту. - Игры с мелкими предметами, конструктором. - Дорисовывание узоров (хвостики мышкам, ручки зонтикам), рисование элементов букв. - Игры с крупами (разложить на две кучки гречку и рис), массаж пальчиков, массаж карандашами, игры с грецкими орехами, су-джоками. - Пальчиковая гимнастика, шнуровки, лепка. |
Консультационная и просветительская работа
Индивидуальная
- С педагогами:
- проводится по запросам и результатам диагностики;
- экспресс-обзор групп по результатам диагностики познавательной сферы.
- С родителями:
- проводится по запросам и результатам диагностики.
Групповая
- С родителями:
- родительский клуб «Семья-Я»;
- экспресс-выступления на родительских собраниях;
- тематические встречи с родителями по заранее выбранной проблеме;
- оформление информационных листов в каждой группе;
- подбор психологической литературы для библиотеки родителей.
- С педагогами:
- семинар-практикум;
- мастер-класс;
- тренинг.
Методическая:
- оформление документации;
- формирование банка данных ПМПк;
- участие в методических объединениях педагогов-психологов;
-курсы повышения квалификации;
- методическая помощь в организации и проведении открытых занятий, семинаров по плану;
- изучение психолого-педагогической литературы.
Диагностика тревожности
Дата: ______________ Группа № _________ Воспитатели: ___________________________________________________
Ф.И ребенка |
Игра с младшими детьми
|
Ребенок и мать с младенцем |
Объект агрессии |
Одевание |
Игра со старшими детьми |
Укладывание спать в одиночке |
Умывание |
Выговор |
Игнорирование |
Агрессивность |
Собирание игрушек |
Изоляция |
Ребенок с родителями |
Еда в одиночестве |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностика психологического здоровья детей
200_ - 200_ учебный год
Дата: ______ Группа № __________________Воспитатели: __________________________________________________
Параметры |
Адаптация |
Тревожность |
Страхи |
Социометрия |
|||||||
Градации |
благополучная
|
неблагопо- лучная |
низкая |
средняя |
высокая |
возрастная норма |
Выше нормы |
Благополуч- ная группа |
неблагополучная группа |
||
приня- тые |
не приня- тые |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Начало года |
Абс. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конец года |
Абс. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обследовано:___________________________________________________________________________________________
Вывод:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог:
Диагностика готовности к школе детей
подготовительной группы № _____
Дата:__________________ Воспитатели: _________________________________________________________________
Интеллектуальная готовность |
Мотивационная готовность |
Моторно-зрительная готовность |
Волевая готовность |
||||||||
Уровень |
Абс. |
% |
Степень сформи- рован- ности |
Абс. |
% |
Уровень |
Абс. |
% |
Уровень |
Абс. |
% |
Низкий |
|
|
Внутрен- няя позиция школь- ника сформи- рована |
|
|
Норма |
|
|
Низкий |
|
|
Средний |
|
|
|
|
|
Недос- таточно сформи- рована |
|
|
Средний |
|
|
Высокий |
|
|
Внутрен- няя позиция школь- ника не сформи- рована
|
|
|
Наруше- ние в зритель- но-мотор- ной коорди- нации |
|
|
Высокий |
|
|
Обследовано: ___________________________________________________________________________________________
Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог:
Критерии готовности к обучению в школе
К началу обучения в школе дети должны уметь:
- Строить сложные предложения разных видов;
- Составлять рассказы, небольшие сказки по картинке, серии картинок;
- Находить слова с определенным звуком;
- Определять место звука в слове;
- Составлять предложения из 3-4 слов;
- Расчленять слова на слоги (части);
- Расчленять простые предложения на слова;
- Различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение;
- Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
- Уметь различать по внешнему виду растения данной местности;
- Иметь представление о сезонных явлениях природы;
- Знать свой домашний адрес, телефон, фамилию, имя и отчество родителей.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления.
Нужно знать и уметь:
- Числа первого десятка, прибавлять единицу к предыдушему и вычитать единицу из следующего за ним;
- Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
- Знаки +, -, =,
- Название месяцев, последовательность дней недели;
- Называть числа в прямом и обратном порядке;
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- Пользоваться арифметическими знаками;
- Измерять длину предметов с помощью условной мерки;
- Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
- Делить круг, квадрат на 2 и 4 части.
Критерии психологической готовности ребенка к школе
- Социально-психологическая готовность к школе:
- Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признает авторитет взрослых).
- Школьно-значимые психофизические функции:
- Развитие мелких мышц руки (уверенно владеет карандашом, ножницами);
- Пространственная ориентация, координация движений (владеет определениями выше – ниже, больше - меньше, вперед - назад, справа - слева);
- Координация в системе глаз – рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
- Логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам);
- Произвольное внимание (удерживает внимание на выполняемой работе в течение 15-20 мин.).
КАРТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Ф.И ребенка: ______________________Группа № ____ Возраст: _________________
№ |
Параметра |
Октябрь |
Декабрь |
Март |
Май |
Примечания |
Адаптация к дошкольному учреждению |
|
|
|
|
|
|
Тревожность
|
|
|
|
|
|
|
Наличие страхов |
|
|
|
|
|
|
Данные социометрии |
|
|
|
|
|
|
Самооценка |
|
|
|
|
|
|
Преобладание эмоционального фона |
|
|
|
|
|
|
Благополучие в семье |
|
|
|
|
|
|
Наличие резерва сил для преодоления стрессовой ситуации |
|
|
|
|
|
|
Группа психологического здоровья |
|
|
|
|
|
Педагог-психолог:
МЕТОДИКА ЦВЕТОПРЕДПОЧТЕНИЯ
Материалы для диагностики:
- круг диаметром 8 см, разделенный на 8 равных спекторов;
- набор карандашей (синий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, фиолетовый, черный).
Инструкция:
«Раскрась волшебный торт. Бери те цвета, которые тебе нравятся. Раскрашивай каждый кусочек торта (сектора) отдельным карандашом».
Анализ результатов
Все цвета делятся на 3 группы:
- Положительный спектр – оранжевый, желтый, красный;
- Отрицательный спектр – черный, синий, фиолетовый;
- Спокойный – зеленый.
Подсчитывается цветовой показатель (ЦП) – это отношение числа цветов положительного спектра к числу цветов отрицательного спектра.
Если ЦП равно единице, или больше, это рассматривается как положительный эмоциональный фон, если меньше единицы, то можно говорить о превышении отрицательного эмоционального фона, что рассматривается как неблагоприятный фактор.
Результаты подсчитываются индивидуально. Также может быть учтен эмоциональный фон в группе из расчета стандартных средних показателей.
Исследование, проведенное в динамике дня и недели, выявляет полную картину изменения эмоционального состояния у дошкольников, в связи с различными занятиями в детском саду (изодеятельность, музыкальные занятия, бассейн, занятия физической культурой).
Кроме того, наблюдается зависимость между утомлением детей и их эмоциональным состоянием: увеличиваются цвета «грустного спектра», ухудшается качество штриховки ребенком сектора диагностического круга (выход за пределы сектора, пробелы, незаконченные штриховки).
Диагностику можно совмещать с исследованием умственной работоспособности детей (в динамике дня и недели).
Эмоциональное состояние ребенка дошкольного возраста быстро изменяется, организм реагирует на незначительные раздражения. Положительный эмоциональный фон, на котором осуществляется та или иная деятельность ребенка, является определяющей для ее успешности и эффективности. С помощью методики цветопредпочтения можно оперативно, без лишних временных затрат получить реальную картину эмоционального состояния ребенка или взрастной группы. Такая первичная диагностика позволит выявить детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, провести более глубокую диагностику и разработать в дальнейшем программу по психокоррекции.
МЕТОДИКА
Определения уровня умственной работоспособности.
Применяется простая и доступная в условиях детского сада методика с использованием коррекционных фигурных таблиц Анфимова. Она позволяет определить у дошкольников уровень умственной работоспособности, степень утомления, внимание, произвольность, умение работать по инструкции.
Исследование проводят у детей старшего дошкольного возраста. Особенно целесообразно изучение работоспособности в подготовительных группах, так как полученные данные могут дополнить общую картину готовности детей к обучению в школе. Часто при выборе общеобразовательного учебного заведения родители не учитывают особенности и возможности самого ребенка. Данные исследования и анализ результатов покажут реальные возможности ребенка.
Работа проводится в несколько этапов:
- Групповое обучение детей, знакомство с фигурой таблицей, объяснение правил заполнения пробы, предъявление инструкции, пробное задание без дозирования времени;
- Анализ корректурных проб и дополнительное объяснение методики;
- Дополнительная проработка инструкции;
- Групповое выполнение дозированного задания в заданной динамике;
- Анализ полученных данных;
- Разработка рекомендаций.
Инструкция к проведению диагностики:
- Используются корректурные (фигуры) таблицы, где в определенной последовательности чередуются семь известных детям фигур;
- Дети рисуют карандашом три знака (плюс, минус и точка) внутри трех заданных испытателем объектов (меняются при каждом следующем задании);
- Перед началом работы детям дается инструкция: «На листе имеется много различных фигур, но только в трех фигурах нужно поставить знаки плюс, минус и точку. Просматривать фигуры следует внимательно, справа налево, строчку за строчкой. Работать нужно быстро, но не допускать ошибок». Предъявляется образец на доске или большом листе бумаги;
- Перед началом выполнения задания 5-7 сек. Концентрируют внимание детей на образце. По команде «начали» дети выполняют задание в течение 2 мин (время регистрируется по секундомеру), образец может сохраняться 30-40 сек., затем его убирают. После двухминутной работы секундомер выключается, со словами «стоп» работа заканчивается;
- Выполнение корректурных проб проводится в динамике дня дважды (утром, после завтрака до занятий и после занятий до обеда), в динамике недели трижды (начало, середина и конец недели).
Обработка результатов:
Корректурная проба оценивается по ряду показателей:
- Общее количество просмотренных знаков (количественный показатель);
- Количество допущенных ошибок (качественный показатель). За ошибку считается пропуск фигур, пропуск строчек (одна пропущенная строчка – одна ошибка, но с вычетом всех фигур в строчке из количественного показателя);
- Коэффициент продуктивности (комплексный показатель) рассчитывается как отношение числа просмотренных строчек в квадрате (а) к сумме числа просмотренных строчек и числа ошибок (в);
- Число работ, выполненных без ошибок;
- Число детей, вообще не справившихся с предложенным заданием (отказы);
Полученные в результате исследования данные статистически обрабатываются, анализируются и по результатам проводятся:
- Индивидуальные консультации родителей;
- Консультации педагогов и воспитателей;
- Экспресс-обзоры подготовительных групп с привлечением всех специалистов психолого-медико-педагогичексого консилиума (ПМПк) с последующими рекомендациями для администрации ДОУ и п
Сравнительная диагностика познавательной
сферы детей подготовительных групп
Время исследования |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
||||||||
Уровень |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Низкий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обследовано: